Основы филиппинских боевых искусств для детей — АБЕСЕДАРИО

Характерной отличительной чертой филиппинских боевых искусств является то, что обучение начинается с техники работы с оружием и лишь впоследствии происходит переход к работе руками и ногами.
Обучение в филиппинских боевых искусствах разбито на три крупных этапа: муэстрасьон или пангалог, на котором осваиваются базовые удары, защиты, способы передвижения и их комбинации; санга ат патама или сомбра табак, на котором начинается парная работа – ученики отрабатывают удары и парирования в заранее известных связках, нарабатывается контроль движений и сила приемов; ларга мутон или лабунанг тотохонан – последний этап тренировки, на котором происходит обучение свободному ведению боя. Основным упражнением на этом этапе является спарринг.
Начальный уровень обучения (муэстрасьон) является уровнем изучения базовых техник. Включает овладение основными техническими приемами, способами их комбинирования и применения в атаке и обороне. Овладение начальным уровнем в боевом искусстве может быть определено, как обучение простым реакциям на простые действия.
Основным техническим разделом, осваиваемым на данном этапе, является соло бастон – техника фехтования одной палкой длиной около 72 см и диаметром 2,6 см.
Процесс обучения заключается в формировании специализированных двигательных навыков, соответствующих индивидуальным возможностям и склонностям каждого ученика. Первый этап обучения состоит из двух частей: освоения пространственной структуры движения и закрепления навыков боевых действий.
Первоначальное обучение технике соло бастон предполагает освоение так называемой «школы», которая включает в себя: изучение боевых позиций; работу ног, знание базовых «углов» атаки; координацию движений рук и ног; защиты от базовых атак; основные контрприемы и обезоруживания; умение взаимодействовать с партнером в упражнениях на передвижения, нанесения ударов «палка в палку», выполнения ударов и защит, тапи-тапи и т.д. Однако, в ряде случаев, например, при обучении детей, целесообразно начинать освоение техники с более простых элементов.
Предлагается комплекс из шести приемов атаки и шести приемов защиты и простейшие парные упражнения для выработки умения взаимодействия с партнером.
1. Исходное положение – либо позиция с ногами, стоящими на ширине плеч, колени слегка согнуты, либо позиция выпада. Руки располагаются перед грудью. Палка впереди в вертикальном положении, «живая» рука с вертикальной ладонью на уровне груди, немного сзади палки. Руки располагаются на центральной линии тела.
2. Основные удары (палка в правой руке): № 1 – горизонтально в верхний уровень справа налево; № 2 – симметрично слева направо; № 3 – сверху вниз от правого плеча к левому колену противника; № 4 – симметрично с другой стороны; № 5 – укол в корпус; № 6 – вертикальный удар сверху в голову
3. Основные защиты: № 1 – блок влево вертикальной палкой с поддержкой ребром левой ладони; № 2 – то же вправо; № 3 – блок вниз по траектории удара № 3; № 4 – то же с другой стороны; № 5 – блок влево вертикальной палкой, направленной вниз с поддержкой ребром левой ладони; № 6 – блок палкой вверх с поддержкой левой ладонью.
Вначале атаки и защиты отрабатываются без партнера из базовых позиций и с шагами вперед и назад. Затем переходим к работе в парах. Партнер атакует по схеме №№ 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 с шагом из левосторонней позиции выпада в правостороннюю. После нанесения удара он возвращается в левостороннюю позицию. Защищающийся выполняет блоки, переходя из параллельной стойки в правостороннюю.
Следующим этапом являются более сложные упражнения в блокировании, развивающие реакцию и своевременность выполняемых приемов. Базовое упражнение выполняется стоя на месте в передних правосторонних стойках. Один из партнеров производит атаки в произвольном порядке, другой выполняет соответствующие защиты. Упражнение может усложняться за счет произвольной смены ролей партнеров и добавления техники передвижений. В дальнейшем, в парную работу включаются упражнения на блокирование и проведение контратак различной сложности.
Параллельно с изучением предложенного комплекса ударов и защит необходимо развивать у детей способность свободно манипулировать палками. Для этого могут служить общеизвестные гимнастические упражнения, такие как:
— махи одной и двумя руками с палками в различных плоскостях и из различных исходных положений;
— большие, малые и средние круги одной и двумя руками, одновременные, последовательные, поочередные в различных плоскостях и из различных исходных положений; то же в сочетании с бегом, приставными и переменными шагами;
— малые и средние круги вверху, внизу, внутрь и наружу, перед и за рукой, под ногой, за головой, перед корпусом и за ним в различных плоскостях и из различных исходных положений; то же в сочетании с шагами и поворотами;
— различные сочетания больших, малых и средних кругов;
— двух- и трехтактная мельница.
Предложенный комплекс позволяет постепенно подвести учеников к изучению сложнокоординационных действий, характерных для фехтования одной палкой в технике филиппинских боевых искусств.

(С) Иванов М.К. Материалы I Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития искусства движения», 2004

Источник — http://combat-arnis.ru/2013/09/03/fma-basis-for-children/

Клуб "Байлун" — рукопашный бой, фехтование, филиппинские боевые искусства